КРЕЩЕНСКИЙ ЛИСТОК

Приход храма иконы Божией Матери
"Неувядаемый цвет" в Рублево
2012 год

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13-17; Мк. 1.9-11; Лк.3, 21-22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертной» (Мф.4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении.
В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия – с IV по IX – все великие отцы Церкви Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин - проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел необходимость в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога, учит нас равночестно прославлять Святую Троицу, показывает необходимость Крещения для верующего во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Церковь учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силой благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить эти эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3,27).

Иордан.

Иордан берет начало у подножия горы Антиливана, из небольшого круглого озера Фиал. Эта священная река протекает по обширной и весьма плодородной долине между крутыми и скалистыми горами, с севера к югу, проходит сквозь два озера – Самохонитское и Тивериадское – и впадает в Мертвое море. Иордан очень извилист; в кустарниках на его берегах гнездятся утки, аисты, стрижи, встречаются и дикие звери – кабаны, шакалы, тигры и другие. Вода иорданская летом прозрачна, а осенью, зимой и весной мутна.
Много священных воспоминаний соединяется с именем Иордана. Много знаменательных событий – и умилительных, и грозных – свершилось на его берегах. Здесь процветали некогда богатые и роскошные, но и преступные, города Содом и Гоморра с другими тремя городами; окрестности этих городов были, по выражению книги Бытия, прекрасны, как рай Божий. Здесь, в этих городах, жил благочестивый племянник Авраама, Лот, пока гнев Божий не истребил грешных городов за нечестие их жителей. Теперь на месте прекрасной долины с роскошными садами расстилается Мертвое море, вполне заслуживающее такое название, потому что ни в нем, ни на его берегах не живет ни одно живое существо.
С одним дорожным посохом переходил некогда священную реку патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию. Через несколько лет он возвращался к отцу через тот же Иордан уже с многочисленным семейством, со множеством рабов и большими стадами скота. Когда евреи возвращались из Египта, вода Иордана, текущая сверху, остановилась и стала стеною, а текущая в море ушла и иссякла. Все сыны израилевы переходили по суше, и только тогда, когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, вода устремилась по своему руслу (Ис.Нав. 3; 15-17, 4: 18). Через Иордан чудесно переходили посуху пророки израильские Илия и Елисей. По слову пророка Елисея, в его водах семь раз окунулся прокаженный полководец сирийский Нееман, и по молитве пророка, обновилось тело его, как тело малого ребенка, и он очистился от проказы.
На тех же священных берегах Иордана впервые раздалась строгая, но в то же время утешительная проповедь покаяния Предтечи Христова Иоанна. Отовсюду, со всех концов Иудеи и Галилеи и из заиорданских стран стекались к нему люди всех званий и состояний и исповедовали перед ним грехи свои, и принимали от его руки крещение. Были тут и гордые фарисеи, которые думали спастись только тем, что они потомки Авраама, но которых предтеча Христов беспощадно обличал в лицемерии и лукавстве, угрожая страхом грозного суда Божия. Были тут и смиренные мытари, которых Иоанн Креститель учил бескорыстию и любви к ближним; были здесь и воины, которым он внушал никого не обижать, не клеветать и довольствоваться тем, что имеют. Я крещу вас водою, вешал Предтеча народу Израильскому, но идет за мною Тот, Кто сильнее Меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Но вот является к Иоанну и Тот, о Ком он предвозвещал, Сам Господь наш Иисус Христос. Вот Он, одеваяй небо облаки, одеяйся светом яко ризою, как человек, совлекает с Себя одежды и погружается в волнах Иордана, освящая Собою водное естество…

Святая богоявленская вода (по-гречески «агиасма» — «святыня») имеет великую благодать исцеления души и тела. Крещенскую воду бережно хранят в святом углу возле икон. Употреблять ее принято натощак вместе с просфорой, с молитвой и особым благоговением.

Тропарь праздника

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак праздника

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.

Величание

Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

 

 

Рейтинг@Mail.ru